К значительному улучшению использования торговых площадей и повышению культуры торговли приводит внедрение самообслуживания и других прогрессивных форм торговли, удлинение времени работы магазинов путем перевода их на сменную работу по непрерывному графику. Для осуществления хозяйственной деятельности организации и предприятия потребительской кооперации
Порядок образования и использования фонда материального поощрения рассматривается далее
должны располагать соответствующими основными средствами (фондами) и оборотными средствами. К основным средствам (фондам) организаций и предприятий потребительской кооперации относятся здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, дорогостоящий инвентарь, продуктивные животные, многолетние насаждения.
Для основных средств характерным является то, что они длительное время неоднократно участвуют в хозяйственном процессе, не меняя при этом своей натуральной формы.
Изнашиваются основные средства постепенно и их стоимость в форме ежемесячных амортизационных отчислений относится на издержки обращения или на себестоимость выпускаемой продукции.
Новое строительство и приобретение основных средств в потребительской кооперации осуществляются преимущественно за счет собственных средств. На эти цели используются также кредиты Госбанка и Стройбанка.
Важной задачей организаций и предприятий потребительской кооперации является улучшение использования основных средств.
За счет лучшего использования основных средств кооперативные организации и предприятия без дополнительных капитальных затрат добиваются расширения своей хозяйственной деятельности (увеличения продажи товаров, заготовок и т. д.), улучшения обслуживания населения и повышения рентабельности.
Эффективность использования основных средств определяется различными показателями, к ним относятся: для магазинов — товарооборот на 1 кв. м торгового зала или общей площади магазина; для предприятий общественного питания — число посетителей и товарооборот, приходящиеся на одно посадочное место.
В качестве обобщающего показателя использования основных средств в торговле применяется показатель фондоотдачи — сумма товарооборота на 1 руб. основных средств. По производственным предприятиям фондоотдача определяется в виде стоимости выпущенной или реализованной продукции на 1 руб. основных средств. Обобщающим показателем эффективности использования основных средств служит также величина прибыли, получаемая на, 1 руб. основных средств.
Эффективность использования основных средств должна повышаться не в ущерб обслуживанию населения.
Повышению эффективности использования основных средств способствует рациональное размещение торговых и других предприятий и своевременный ввод в эксплуатацию строений, машин и оборудования.
К значительному улучшению использования торговых площадей и повышению культуры торговли приводит внедрение самообслуживания и других прогрессивных форм торговли, удлинение времени работы магазинов путем перевода их на сменную работу по непрерывному графику.
Немаловажным резервом повышения эффективности использования основных средств является сокращение простоев предприятий в связи с проведением ремонтов, инвентаризаций и передач товарно-материальных ценностей. Улучшение использования основных средств может быть достигнуто в результате реконструкции предприятий (например, увеличение площади торгового зала магазина за счет подсобных помещений), модернизации оборудования и механизации трудоемких работ.
В целях избежания преждевременного износа и удлинения срока службы основных средств необходимо строго соблюдать правила их эксплуатации, своевременно проводить текущий и капитальный ремонты.
Оборотные средства — это взятые в денежном выражении фонды обращения и оборотные фонды.
К фондам обращения относятся запасы товаров, остатки готовой продукции в производственных предприятиях, денежные средства в кассах, на счетах в Госбанке и в расчетах.
В состав оборотных фондов входят в основном предметы труда, а именно: сырье, материалы, топливо и т.п.
Поскольку главной отраслью деятельности потребительской кооперации является торговля, преобладающая доля ее оборотных средств приходится на фонды обращения.
Оборотные средства находятся в постоянном движении, совершают непрерывный кругооборот. При совершении организациями и предприятиями производственных операций оборотные средства проходят три стадии кругооборота: денежную, производственную и
товарную. В торговле и заготовках оборотные средства при покупке товаров и закупке сельскохозяйственных продуктов меняют денежную форму на товарную и затем при реализации товаров — товарную форму на денежную.
В одно и то же время различные средства находятся на разных стадиях кругооборота. Время, в течение которого происходит смена денежной формы стоимости на товарную, и наоборот, характеризует скорость оборота или оборачиваемость оборотных средств торговой организации.
Оборачиваемость оборотных средств исчисляется в днях и разах.
Оборачиваемость оборотных средств в разах выражает количество оборотов, совершаемых этими средствами за определенный период (год, квартал); она определяется как отношение объема оборота к средней сумме оборотных средств.
Пример.
Ускорение оборачиваемости средств позволяет высвободить часть средств из оборота и тем самым способствует укреплению финансового состояния организаций и предприятий.
Для ускорения оборачиваемости оборотных средств потребительской кооперации важное значение имеют: рационализация путей товародвижения (развитие транзитного завоза товаров, определение наиболее кратких путей движения товаров, внедрение рациональных способов доставки товаров); завоз товаров с учетом имеющихся запасов и спроса покупателей; правильное распределение товаров между оптовыми и розничными звеньями, между отдельными предприятиями, своевременное маневрирование товарными запасами; увеличение в продаже доли фасованных и штучных товаров; внедрение прогрессивных форм и методов торговли; улучшение инкассации торговой выручки; своевременная отгрузка покупателям товаров заготовок; применение прогрессивных форм расчетов с поставщиками и покупателями.
|